Модернизация иноязычного образования в России.
2. Методика иностранного языка относится и к психологии
. Психология изучает психику человека, ее формы, закономерности и механизмы. В соответствии с современным пониманием психики (материальным) весь учебно-воспитательный процесс должен носить активный и двусторонний характер. Это выражается в следующих положениях:
1) от учащихся требуется не только знание языкового материала, но и овладение навыками и умениями употребления в речи, умение воздействовать на собеседника, изменять его поведение.
2) так как психика формируется на основе внешней деятельности, то успех обучения зависит от умелой организации совместной деятельности учителя и учащихся.
3) с помощью внешней деятельности путем создания ориентировочной основы действий учитель получает возможность эффективно управлять учебно-воспитательным процессом.
Важным положением психологии является выявление двух уровней психики: сознательной и бессознательной (Сеченов). Актуально осознается лишь то содержание, которое является непосредственной целью деятельности. Другие компоненты активности обычно контролируются средствами первой сигнальной системы: зрительными, слуховыми и др. анализаторами. При возникновении трудностей любая операция может стать предметом сознания.
Данное соотношение сознательного и бессознательного психической деятельности человека позволяет успешно решать одну из координальных задач учебного процесса – проблему формирования знаний, умений и навыков.
Под знаниями
обычно понимается система понятий, которые усвоены человеком. Знания характеризуются рядом признаков
:
- широтой, - глубиной, - системностью, - устойчивостью, -гибкостью, - осознанностью. Наиболее важны систематичность и осознанность.
В обучении иностранному языку различается два вида знаний
:
1. Знания языкового материала (лексика, фонетика, грамматика).
2. Знания правил о языковом строе изучаемого языка.
Важное место в учебной деятельности отводится формированию навыков, особенно при овладении иноязычной речи.
Навык в психологии
– автоматизированный компонент сознательного действия. Процесс формирования навыков носит поэтапный характер. Согласно Ительсону здесь имеют место 4 этапа:
- ознакомительный,
- подготовительный,
- синтетический,
- ситуативный.
В обучении иностранному языку этот подход был взят за основу. Методист Шатилов внес изменения. Он выделяет 3 этапа:
1. ориетировочно-подготовительный,
2. стериотипизирующе-ситуативный.
3. варьируще-ситуативный.
Завершающим этапом процесса усвоения является формирование творческих умений.
Умения в психологии
трактуется как способность человека продуктивно с должным качеством и в соответствующие время выполнят работу в новых условиях.
Специфика творческих речевых умений, по мнения Зимней, состоит в способности выражать свои мысли по средствам языка. Эти умения строятся на комплексе знаний и навыков.
Таким образом, психологические науки дают в руки учителя эффективные средства управления психологическим развитием учащихся, процессом формирования ЗНУ.
3. Связь с языкознанием
. Анализом общих проблем языкознания занимались многие исследователи: Щерба, Смирницкий, Леонтьев, Сомов, Зимняя. Наиболее четкая система этих проблем представлена в трудах Щербы.
В языковых явлениях он различал три аспекта:
1. речевая деятельность (говорение и понимание),
2. языки или языковые системы,
3. языковой материал или тексты.
Речевая деятельность как общая характеристика языка, является единым предметом обучения языка. Для методики обучения иностранному языку имеют важное значение и данные ряда наук о природе билингвизма. Оригинальную концепцию этой проблемы предложил Щерба. Он различал 2 вида двуязычия: чистое и смешанное.