Насущные потребности физики
Школьники изучают физику на протяжении пяти лет. И вот, представим себе, закончен последний урок физики, сданы выпускные экзамены. Какова дальнейшая судьба полученных учениками физических знаний? Некоторые выпускники продолжают свое физико-техническое образование. Для них все, что изучалось на уроках физики, — фундамент для более широких и глубоких знаний. Деятельность других потребует лишь частичного использования знаний по физике, может быть, в первую очередь — прикладных знаний и умений. Часть выпускников выбирает такие отрасли человеческой деятельности, в которых знания физики вообще мало используются. Ради чего же всешкольники
, вне зависимости от своей будущей деятельности, изучали физику? Что является тем конечным итогом, ради которого они шли длинным и для многих весьма трудным путем постижения основ физики? Таким конечным итогом и важнейшей целью физического образования в школе является обобщенное научное представление о природе и процессе ее познания. Ради достижения этой цели мы и учим всех учащихся физике. Исходя из этой цели, и следует в первую очередь решать вопрос о том, каковы должны быть содержание и структура школьного курса физики, какова ценность тех или иных сторон процесса преподавания физики.
Не будем скрывать, что за последнее время снизился интерес учащихся IX—XI классов к физике. Беседы с учителями физики и учащимися приводят к заключению, что снижение интереса к изучению физики в IX классе является следствием следующих факторов:
резкий переход от качественного изучения явлений и свойств тел в VII—VIII классах к чрезмерной математизации материала по механике в IX классе;
снижение уровня наглядности в процессе изучения материала на уроках;
однообразие демонстрационных опытов (опыты с шарами и тележками);
недостаточная или неочевидная для подростков связь теории с практикой.
В числе других причин отсутствия интереса к предмету, называемых учащимися X класса, обращает на себя внимание «неумение самостоятельно решать задачи».
Учащиеся XI классов указывают на «пробелы в знаниях за предыдущие годы», являющиеся серьезным препятствием в усвоении нового материала и причиной возникновения отрицательного отношения к предмету.
Так что же нужно сделать, чтобы изучение физики стало более интересным?
Создание устойчивого, глубокого интереса к предмету достигается применением системы методов, активизирующих внимание и мышление учеников, а также приёмов, вызывающих положительные эмоции, помогающих понять значение знаний по предмету в современной жизни, ведь физика является научной основой техники. Знания по физике необходимы каждому юноше и девушке для успешной работы на производстве, для активного участия в рационализаторстве и изобретательстве, в совершенствовании техники и технологии производства. Физика как учебный предмет определяет формирование у учащихся представлений и понятий о современной физической картине мира, учит логике, показывает красоту и стройность науки вообще и, в частности, при осуществлении межпредметных связей с математикой, биологией, химией, медициной, географией, историей, черчением, музыкой, изобразительным искусством …
Все это приводит к выводу о важности воспитания и развития у школьников интереса к изучению физики. Для того чтобы успешно решать эту задачу, учителю нужно знать условия, способствующие пробуждению и развитию интереса к предмету. Решение проблемы мотивации зависит от многих факторов.
Для учеников VII и VIII классов определяющую роль в возникновении интереса к физике играют применение на уроках наглядности, самостоятельное выполнение опытов и личностные качества учителя. В старших классах эксперимент учителя и самостоятельные опыты учащихся в развитии интереса к предмету уже не играют столь важной роли. Здесь большее значение в формировании интересов играют такие факторы, как понимание (осознание) значения знаний по физике в повседневной жизни и технике. Многие старшеклассники интерес к предмету связывают с выбором будущей профессии, выражая это фразой «хочу специализироваться по данному предмету» или «хочу сдавать экзамен по физике».