Насущные потребности физики
При выполнении практических работ аудиовизуальные пособия предъявляют задания, либо содержат указания к их выполнению, либо служат средством инструктажа для выполнения этих заданий и тем самым содействуют формированию у учащихся практических умений и навыков.
При тематическом повторении, обобщении или систематизации знаний учащихся аудиовизуальные средства позволяют воссоздать более глубокие и целостные представления по той или иной теме, разнообразить методику повторения, внести элементы новизны, дать известным фактам и явлениям новую окраску, повысить внимание и интерес учащихся всего класса к изученному материалу или ответу одноклассника".
Смысл систематического применения аудиовизуальных средств состоит не только в передаче или объяснении учащимся накопленных человечеством знаний, но и в развитии познавательных и творческих способностей школьников, в привитии навыков самостоятельного приобретения знаний.
Дидактические возможности каждого вида аудиовизуальных средств обстоятельно и подробно указаны в том же источнике. Содержание данных возможностей не устарело и сейчас, хотя за минувшие двадцать лет мир, в котором ныне функционирует школа, существенно изменился. Поэтому совершенно очевидно, что необходимо внести в этот список аудиовизуальных средств новый вид – электронные средства обучения и воспитания. Возьму на себя смелость обозначить их здесь следующим словосочетанием: видеокомпьютерные технологии.
Итак, какие же дидактические возможности они предоставляют?
Используя даже небольшую часть Microsoft Office, учитель-предметник способен сам создавать динамические наглядные пособия, в которые может вставлять готовые видеофайлы с микро- и макросъёмками, методом простейшей мультипликации показывать учащимся явления и процессы. Система слайдов (кадров позитивных изображений) легко охватывает учебный материал большой темы или её отдельных частей, причём отдельные слайды можно расположить как последовательно, один за другим, создавая целостное представление об изучаемом, так и вразнобой, если необходимо акцентировать внимание учащихся на отдельном моменте или явлении. При демонстрации некоторые слайды можно пропустить или очень быстро вернуться к уже просмотренным. В подобных слайд-шоу, как и в случае с транспарантами, поэтапно раскрывается сущность явления, физического процесса, и тем самым в классе создаётся атмосфера заинтересованности и творчества. Доступны также звуковые фрагменты
- дикторский текст, музыкальные или иные записи (например, голоса птиц либо звуки, издаваемые другими животными), сопровождающие демонстрацию изображений и видеофрагментов.
Всё вышеуказанное в той или иной мере дублирует дидактические возможности киноматериалов, диапозитивов, диафильмов, транспарантов, таблиц. Но имеет существенно больше способов организации деятельности учащихся во время урока: коллективная (с помощью диапроектора и экрана), групповая (по парам у одного монитора), индивидуальная (ученик за отдельным компьютером). А в конце обучающих материалов легко разместить задания для закрепления и контроля вновь полученных знаний. Как показывают мои наблюдения, полученное таким образом задание вызывает у учащихся больше энтузиазма.
Логика применения традиционных и аудиовизуальных средств обучения зависит не только от структуры изучаемого материала, но и от углубленности его рассмотрения. Если материал изучается на электронно-ионном, квантовом или атомно-молекулярном уровне, то для раскрытия его сущности просто необходимы экранные пособия, которые позволяют показать в динамике не только внешнюю, но и внутреннюю структуру явления природы или технологического процесса.
Возникают и новые формы урока, например, компьютерные лекции.
Компьютерная лекция
- это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране монитора ученику (группе учеников) или всему классу (если имеется подключенный к компьютеру проектор). Основная задача компьютерной лекции та же, что и традиционной устной - объяснение нового материала, но она имеет более широкие возможности привлечения иллюстративных материалов (информационных объектов). Поэтому компьютерную лекцию следует рассматривать как новый, не существовавший прежде инструмент в работе учителя, позволяющий создавать более наглядные и информационно насыщенные уроки и сделать преподавание учебных дисциплин более эффективным.