Насущные потребности физики
Мною было проведено небольшое исследование в трёх школах (№№ 2,3,4) нашего города среди учащихся IX – XI классов[1]. Анализ ответов учащихся показал, что решающими факторами в возникновении интереса к предмету, положительного к нему отношения являются «привлечение на уроки видеоматериалов» и «личностные качества учителя» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ).
Изучение причин отсутствия интереса к физике показало, что значительный процент учащихся связывает это с тем, что предмет очень труден, что они не понимают материал учебника. Максимальный процент таких ответов приходится на IX и XI классы.
Так кто виноват, и что делать? Ох, уж эти извечные вопросы на Руси… Во-первых, надо принять как неизбежность тот факт, что мир за последние два десятка лет стал совсем другим; во-вторых, надо признаться самому себе, что нынешние ученики сильно отличаются от своих сверстников 80-х – начала 90-х годов. Вывод напрашивается сам собой: учитель тоже должен измениться, чтобы в буквальном смысле слова не отстать от жизни. Жизни, в которой космический туризм стал реальностью. Жизни, где клоны-двойники словно сходят со страниц фантастических произведений прямо на улицы. Жизни, наполненной электроникой от авиалайнера до стиральной машины.
Но мы порой так не хотим перемен, зачастую просто боимся всего нового и потому загадочного и таинственного.
А ведь ощущение таинственности Эйнштейн назвал когда-то самым глубоким и прекрасным переживанием, выпадающим на долю человека. Но должна ли для нас оставаться таинственность в мире электроники? Пожалуй, нет. "В технике всё должно быть ясно, надёжно, доступно, чтобы и учитель, и ученик пользовались ею без напряжения, как пользовались до сих пор мелом и тряпкой" (О.Р.Львов, учитель физики, основатель ВЦ 42-й средней школы г. Барнаула). [2]
Развитие современного общественного производства требует сегодня решительного повышения алгоритмической культуры деятельности каждого.
В школе алгоритмическая культура мышления – "…это умение расчленить любую сложную задачу, проблему на более простые компоненты, видя конечный результат, чётко его представляя, сконструировать программу – в общем понимании этого слова, план действий, где будут предусмотрены в непреложной последовательности все необходимые и рациональные операции. …Это называется навыками блочного программирования, которые необходимы и для работы на компьютере, и для любой деятельности. При этом школьник учится планировать не только сами действия, но и время, средства, информационно-технические ресурсы"(Г.В.Фролова "Педагогические возможности ЭВМ").
Начинать это преобразование, как считают психологи, необходимо со школы, так как отношение человека к новому определяется первым впечатлением. Это впечатление от нового, нетрадиционного материала закрепится и станет для школьника убеждением на всю жизнь. Кроме того, период формирования у детей конкретных и формальных операций приходится на возраст 7 – 14 лет, когда образуются самые стойкие навыки. И введение в школе курса основ информатики и вычислительной техники – лишь первый этап всеобщей компьютерной грамотности. Этот курс призван стать не дополнительной нагрузкой для ученика, а важнейшим средством борьбы с нарастающими школьными перегрузками, а для каждой дисциплины – новым, более совершенным инструментом, позволяющим тем, кто им умеет пользоваться, глубже и убедительнее раскрыть сущность предмета.
Перед нашей школой стоит важная и сложная задача – осуществление "…воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства,…достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней…"[3], подготовка учащихся к активной трудовой деятельности, сознательному выбору профессии. В решении этой задачи существенную роль играет осознание мотивов учения, положительное отношение учащихся к учению, интерес к предмету.
Для формирования осознанных мотивов учения и познавательного интереса к предмету учителю необходимо знать условия их формирования, факторы, определяющие те или иные мотивы.