Насущные потребности физики
А мотивы учения могут быть разнообразны: исполнение установки родителей на получение образования, стремление "быть не хуже других", получение свидетельства об окончании школы, стремление поступить затем в институт и др. Задача учителя заключается в том, чтобы сформировать у своих учеников высшие мотивы – воспитать у них убеждение в необходимости получения знаний, воспитать познавательный интерес.
Интерес
является одним из важнейших стимулов к учению, познанию нового. Под его влиянием развивается интеллектуальная активность, совершенствуется память, обостряется работа воображения, восприятия, повышается внимание, сосредоточенность. Его воздействие проявляется и в воспитании морально-волевых качеств, в развитии личности в целом.
Приход в учебный процесс ЭВМ стал стимулом новых смелых поисков.
Вспомним историю: Макаренко искал для своих воспитанников не просто производительный труд, не только физический труд, который бы воспитывал трудолюбие, дисциплину, коллективизм . Для таких — ближних – целей достаточно было бы выращивать урожай для колонии. Но Антон Семёнович ставил своей целью направить интересы и духовный потенциал подростка на осознание и утверждение своей жизненной позиции в обществе, на выработку, как говорит сегодняшняя педагогика, активной жизненной позиции. В начале 30-х годов завод-колония, где работал А.С. Макаренко, как известно, выпускал лучшие в стране фотоаппараты – новинку техники по тем временам. Это и выдвигало подростка на передовые рубежи развития техники, давало ему возможность почувствовать себя реальной силой развития научно-технического прогресса, приобщиться к производству завтрашнего дня.
А сегодня передним краем развития научно-технического прогресса стали точки соприкосновения человеческой деятельности с ЭВМ. И в осуществлении развития личности, воспитания коллективистских начал и передовых методов организации деятельности у нее богатейшие возможности.
Одним из способов формирования познавательного интереса является применение на уроках технических средств обучения. Этот вопрос подробно рассмотрен в большом количестве методической литературы по всем предметам. И в "доперестроечный" период нашей страны практически все школы в той или иной мере могли позволить себе приобретение соответствующего оборудования, приборов и наглядных пособий. Сейчас же подавляющее большинство учебных учреждений испытывает материальные трудности в данном вопросе, опираясь лишь на спонсорскую помощь. Тем не менее, будем надеяться на лучшие времена и заглянем в "Основы методики преподавания физики в средней школе" под редакцией Пёрышкина А.В. и др., где подробно рассмотрены технические средства и методы, помогающие более эффективно раскрывать физические явления, принципы действия приборов и механизмов, исторические события в науке, что, несомненно, должно привести к повышению интереса учащихся к предмету. Итак:
"Экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия, теле- и радиопередачи относятся к аудиовизуальным средствам обучения и воспитания.
Аудиовизуальные средства имеют свои дидактические и методические особенности. Если демонстрационные и лабораторные приборы и установки обеспечивают возможность воспроизведения физических процессов, формируют навыки правильно наблюдать изучаемые явления, сравнивать и сопоставлять увиденное, отделять главное от второстепенного, обобщать накопленные факты, то аудиовизуальные средства, хотя и в двумерном изображении, позволяют:
Ø за счет яркой, образной демонстрации предметно конкретизировать пространственные представления учащихся при изложении абстрактного материала;
Ø создать ясные представления о внешних свойствах, роде предмета, его структуре, строении и составных частях;
Ø фрагментарным показом киноматериалов концентрировать внимание школьников на узловых вопросах объективно сложного учебного материала;
Ø обеспечить достоверность восприятия редких или опасных явлений, фундаментальных опытов и уникальных приборов;