Насущные потребности физики
Информационные объекты, демонстрируемые в ходе компьютерной лекции, - это изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Изображения (слайды)
представляют собой фотографии, рисунки, репродукции произведений живописи и графики, схемы, диаграммы и могут содержать текстовые фрагменты. Видеофрагменты - это фильмы, включенные в лекцию целиком или частично, либо мультипликации, которые наглядно показывают зачастую недоступные для наблюдения процессы и явления.
Назову и другие преимущества для учителя-предметника, имеющего доступ к компьютерной технике. В процессе подготовки к урокам физики регулярно приходится готовить учебно-методическую документацию (тематические и поурочные планы, другие документы) и раздаточный материал к урокам (карточки заданий, контрольные тесты, кроссворды и т.д.). Текстовый редактор Microsoft Word как раз и предназначен для того, чтобы выполнять эту работу быстро и эффективно, создавать качественно оформленные документы, удовлетворяющие высоким эстетическим требованиям.
Для численного решения физических задач (например, нахождение зависимостей, построение графиков и диаграмм) широкие возможности предоставляет программа Microsoft Excel. Здесь же возможно проведение виртуальных лабораторных работ. Это особенно актуально в ситуации материальных затруднений наших школ. Интерес-ным примером использования Excel является создание электронного журнала. "Электронный журнал – это комплекс документов, включающий в себя основной документ Excel, по структуре напоминающий бумажный (обычный, школьный – прим. авт.) журнал, несколько документов, которые названы "планы уроков", и другие документы, касающиеся учеников и всего класса . Каждый столбец, соответствующий в бумажном журнале отметкам учеников за урок в какой-то день, снабжается "гиперссылкой" на документ "план урока" для этого дня."[4]
Для проверки эффективности применения видеокомпьютерных технологий на уроке я использовала следующий приём: половине класса (подгруппа на уроке информатики) материал был подан с помощью мультимедийного проектора, вторая половина класса изучала тему традиционным методом. В дальнейшем при устном опросе выяснилось, что сильные ученики из обеих подгрупп справились с заданием практически одинаково хорошо. А у средне и слабо успевающих учащихся заметно лучшие результаты показали те, кто опирался в своих ответах на зрительные образы, сформировавшиеся при просмотре видеофрагмента. Подобные же результаты получены по разным классам в одной параллели.
Так каково же назначение видеокомпьютерных технологий на уроках физики? Суммируя всё вышесказанное, можно утверждать, что это усиление мотивации изучения физики и, как следствие, получение всех тех преимуществ, которые даёт изучение данного учебного предмета: формирование обобщенного научного представления о природе и процессе ее познания, а также основ физико-технических знаний, развитие образного и логического мышления, осуществление межпредметных связей, приобретение навыков работы с компьютерной техникой, являющейся передовым звеном современного информационного общества.